- Анафема
-
АНА́ФЕМА (греч. αναθεμα — отлучение от ανατιθημι — откладывать, отставить назад) — формула отречения от церкви, произносимая в первый "сборный" воскресный день Великого Поста. А. произносится лицам, сомневающимся в Символе Веры: "отрицающим бытие Божие и утверждающим, что мир самобытен и всё в нем без Промысла Божия; глаголющим Бога, не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосердна, премудра, всеведуща, и подобные хуления произносящим; дерзающим глаголати, что как Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, так же и Дух Святой, и исповедывающим, что они не Бог Единый; безумие глаголющим, не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение; не приемлющим благодати искупления, Евангелием проповеданного, как единственного нашего к оправданию перед Богом средства; дерзающим глаголати, как Пречистая Дева Мария не бысть прежде Рождества, в Рождестве и по Рождестве дева; не верующим, что Дух Святый умудрил пророков и апостолов и через них возвестил нам истинный путь к вечному спасению и утвердил сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет на всякую истину; отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесах, а за грехи осуждение; отмещущим все таинства святая, Церковью Христовой содержимая; отвергающим Соборы святых отец и их Предания, Божественному Откровению согласная, и православно-кафолическою Церковью благочестно хранимая; промышляющим, как православные государи возводятся на престолы не по особому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святого Духа к прохождению великого сего знания в них не изливаются и тако дерзающим против них на бунт и измену, как Гришке Отрепьеву, Ивану Мазепе и прочим подобным; ругающим хулящим святые иконы, их же святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оные, к благочестию и к оных подражанию приемлет, и глаголящим: оные быти идолы".
Среди преданных А. Рус. Правосл. Церковью — С. Разин, Е. Пугачев, Л. Н. Толстой (см. рассказ А. И. Куприна "Анафема", 1913).
Лит.: Быстротоков А. А. Анафема или Торжество Православия... СПб., 1863.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.